Теория трудовой стоимости. А. Смит.

Адам Смит – создатель первой научной системы экономической теории. Самое громкое имя среди создателей теории трудовой стоимости Адам Смит (1723-1790) – великий английский (точнее – шотландский) ученый – экономист и философ. С его именем связано начало истории экономической теории как научной системы.
А. Смит родился в Шотландии в небольшом городке Керкольди около ее столицы Эдинбурга. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Смиту тщательное воспитание и имела на него огромное нравственное влияние. В 1737 году А. Смит поступил студентом в университет в Глазго, затем перешел в Оксфордский университет, где занимался преимущественно философией. Отказавшись от своего первоначального плана — подготовки к духовному званию, — он вернулся в Шотландию для преподавания философии. В 1748-1750 годах он читал лекции по риторике и эстетике в Эдинбурге, вне университета, где эти предметы не преподавались. В 1751 году был избран профессором логики университета Глазго и вскоре получил в том же университете кафедру нравственной философии (нравственная философия – предмет, объединявший в то время содержание таких общественных наук как экономическая теория, право, политология, история и философия). В 1759 году выходит в свет крупное философское произведение А. Смита «Теория нравственных чувств».
В 1764 году А. Смит оставляет профессуру и едет в Европу как наставник молодого герцога Бёккле, который предложил ему 800 фунтов стерлингов в месяц пожизненно, что было больше зарплаты профессора. В течение почти трех лет (1764-1766) он побывал в Тулузе, Женеве, Париже, встречался с Вольтером (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778), Жаном Д,Аламбером (1717-1783), Клодом Гельвецием (1715-1770), Полем Гольбахом (1723-1789) и – главное – с Ф. Кенэ и А. Тюрго. Именно они увлекли А. Смита своими экономическими идеями.
Вернувшись из Европы на родину, А. Смит в 1767 году поселился в родном Керкольди и семь лет работал над своей знаменитой книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов». В 1773 г. он переселился в Лондон и в конце 1775 года приступил к печатанию своей главной работы, которая вышла в свет в марте 1776 года. В 1778 году он получил назначение на должность члена таможенного совета Шотландии; его постоянным местожительством сделался Эдинбург, где он и умер. За три года до смерти А. Смит был избран ректором университета Глазго. Основной труд А. Смита выдержал пять прижизненных изданий. На русском языке он был впервые напечатан в Санкт-Петербурге в четырех томах в 1802-1806 годах. «Исследование о природе и причинах богатство народов» (часто эту книгу называют сокращенно – «Богатство народов») включает пять книг. Первые две книги («Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа» и «О природе капитала, его накоплении и применении») посвящены анализу проблем собственно экономической теории. Третья и четвертая книги («О развитии благосостояния у разных народов» и «О системах политической экономии») содержат проблемы истории народного хозяйства и истории экономических учений. Предметом пятой книги («О доходах государя или государства») стали государственные финансы. В целом «Богатство народов» является своего рода экономической энциклопедией, обобщившей знания, накопленные экономической наукой к тому времени.
А. Смит был знаменит при жизни (редкий случай в истории экономической теории и вообще фундаментальной науки), даже премьер-министр называл себя его учеником.
Именно А. Смит формулирует два исходных пункта, принципа своей экономической системы: трудовое происхождение богатства (в этом его природа) и идеал экономики в виде свободного рынка (в этом причина, источник роста богатства).
Вот кратко основной вклад А. Смита.
Сущность и природу богатства А. Смит видит исключительно в труде. Отсюда: «Главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества» (т.е. главное – внутренняя экономика, а не внешняя торговля, как считали меркантилисты).
А. Смит исходит из концепции приоритета свободного рынка. В центре этой концепции фигура «экономического человека». Сегодня его еще называют «рациональный индивид», который всегда выбирает наиболее рациональный, наиболее выгодный для себя вариант поведения.
А. Смит утверждал: «Ни один индивид не будет думать об общественных интересах, он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приведет его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». Вот этот мимоходом брошенный образ «невидимой руки» рынка отныне стал синонимом свободной конкуренции, знаменем экономического либерализма (а лучше сказать – романтизма, ибо вся реальная история убедительно показала, что свободный рынок как реальность – это утопия).
Однако сказанное не умаляет великой заслуги А. Смита. По существу, он создал первую научную модель экономики, точнее – модель рынка. А это и есть метод научного познания – метод научной абстракции.
Государству А. Смит отводит лишь роль гаранта свободного рынка. Обязанности государства: 1) общественный работы – образование, управление, церковь и т.п.; 2) военная безопасность; 3) отправление правосудия, включая охрану прав собственности.
А. Смит подробно развивает теорию трудовой стоимости. Он отмечает у товара наличие потребительной и меновой стоимости. Подчеркивает, что труд является единственным всеобщим и точным мерилом стоимости. Именно труд составляет действительную ценность товаров, а деньги составляют лишь их номинальную цену. Но все-таки, по А. Смиту, стоимости больше создается в сельском хозяйстве, меньше в промышленности и еще меньше в торговле.
А. Смиту принадлежит учение о производительном и непроизводительном труде. Первый увеличивает стоимость товаров, второй – ничего не добавляет к стоимости (например, услуги потребительского характера).
А. Смит по существу впервые поставил проблему повышения производительности труда и снижения стоимости товаров. Сделал он это через рассмотрение разделения труда (с чего начал свой труд, где приводит ставший хрестоматийным пример разделения труда в булавочной мануфактуре).
А. Смит впервые вводит деление капитала на основной и оборотный, показывает различия в их соотношении в разных отраслях хозяйства. Причем он прозорливо включает в основной капитал и накопленный опыт и навыки населения.
Наконец, завершая краткую характеристику учения А. Смита, обратим внимание на великое противоречие, которое он породил и которое стало методологическим истоком непримиримой борьбы теоретических концепций XIX и XX веков.
Речь идет о так называемой догме Смита, касающейся природы стоимости товара.
С одной стороны, у него стоимость товара определяется затратами труда, рабочего времени.
С другой стороны, (это и есть догма Смита) стоимость товара распадается на сумму доходов – заработную плату, прибыль и ренту. Причем затраченные средства производства тоже в свою очередь когда-то были созданы трудом, и их стоимость тоже распадается на доходы.
Эти противоречия в определении А. Смитом природы стоимости товара стали истоком двух главнейших теоретических концепций XIX века:
1) стоимость товара создана трудом и только трудом – отсюда теория прибавочной стоимости К. Маркса;
2) стоимость товара складывается из доходов – отсюда теория факторов производства Ж.-Б. Сэя.
К. Маркс преодолевает догму Смита, создав учение о двойственном характере труда и разделив стоимость товара на старую стоимость (стоимость средств производства) и новую стоимость (стоимость, созданную живым трудом). По К. Марксу, труд распадается на оплаченный и не оплаченный, а доходы делятся на трудовые и нетрудовые, на заработанные и не заработанные, т.е. на справедливые и не справедливые, на доходы, источником которых является работа, создание потребительских благ, и на доходы, источником которых является лишь право собственности на средства производства.
Ж.-Б. Сэй по существу отбрасывает учение А. Смита о трудовом происхождении богатства, делает равноправными создателями стоимости товара и труд, и землю, и капитал, а также делает равноправными все виды доходов – и заработную плату, и ренту, и прибыль. По Ж.-Б. Сэю, все виды доходов справедливы, они все заработаны. Именно это имея в виду, К. Маркс в сердцах назвал его «пошлый Сэй».
Нравится кому-то или не нравится, но здесь мы видим и четкое классовое различие этих теорий. Теорию К. Маркса называли пролетарской политической экономией, а теорию А. Смита и, конечно же, Ж.-Б. Сэя –буржуазной политической экономией.
Мы еще вернемся к характеристике обеих этих теоретических концепций.

0 коммент.

Отправить комментарий