Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья составляет предысторию экономической теории.
Особенности большинства литературных памятников этого времени, в основном, в том, что:
1) идеи, в них содержащиеся, как правило, облечены в религиозно-мистическую форму;
2) очень часто это – поучения для правителей;
3) идеи этих памятников отражают, прежде всего, господство натурального, а не рыночного хозяйства.
Хотя есть и исключения: например, великие авторы Древней Эллады.

Древний мир. Самые ранние, дошедшие до нас литературные памятники Древнего мира содержат мысли об участии государства в руководстве обществом, в т.ч. и разнообразные поучения правителям об управлении государством.
Замечу, что эта тема весьма актуальна и в современных условиях. Совершенно не исключено, что знакомство с мыслями древних авторов не только обогащает исторические знания, но и не бесполезно ныне и в практическом смысле.
Древний Египет. Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.). Автор подчеркивает необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. Этот аппарат должен работать «как один отряд». Приближать к фараону человека надо не по знатности, а «за дела его» и одновременно заботиться о его материальном положении.
Другой интересный памятник – «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). Идеальный правитель, по мнению автора, не должен допускать междоусобий в стране, насилия и экспроприации знати, укреплять боевую мощь страны. А простолюдины, ставшие богачами, – это разбойники и грабители.
Вавилония. Наиболее известным памятником является Кодекс законов царя Хаммурапи (правил 1792-1750 до н.э.). Основная тема законов – создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Так, запрещалась продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов, ограничивался процент по ссудам до 20% в денежной ссуде и до 33% в натуральной ссуде, Признавалось право частной собственности, покушения на нее влекли экономическую ответственность.
Китай. Огромную роль играло учение Конфуция (Кун-цзы) (551-479 до н.э.), основной источник которого сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»), записанный его учениками. Конфуций полагал, что проявление сыновней почтительности и дружба с братьями и есть управление государством. Богатство, считал он, необходимо распределять более равномерно, облегчить бремя налогов.
Последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 до н.э.) считал, что «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Мэн-цзы выдвинул своеобразный аграрный проект – размежевать общинную землю на девять равных долей и урожай с девятого участка должен идти в распоряжение государства для расходов на управление.
Особое место занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.), в котором излагается целая система управления хозяйством. Здесь, в частности, поставлена проблема защиты народного хозяйства от стихии рынка. «Рынок, – отмечается в трактате, – это то, по чему и знают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства», и если правитель «сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда страна будет в устойчивом состоянии».
Индия. Крупнейшим памятником общественной мысли является трактат «Артхашастра» (дословный перевод «Наука о пользе», но по содержанию памятника, его переводят как «Наука политики»). Согласно индийской традиции, его авторство приписывается брахману Каутилье, жившему на рубеже IV-III вв. до н.э. Современные европейские исследователи относят это сочинение к I в. до н.э. и I в. н.э.
«Артхашастра» представляет собой собрание наставлений по управлению государством. Вот некоторые из этих наставлений: «К работам должны приставляться все надзиратели, способные, обладающие качествами министра. И царь должен постоянно испытывать их в работе… Царь должен отобрать у нажившихся должностных лиц их богатства… Отобрав поля у лиц, не занимающихся их запашкой, царь должен отдать их другим… Мерилом всех действий государя должна быть польза для государства…».
Особое место в экономической мысли Древнего мира и вообще в истории человечества занимают творения античности, прежде всего, ученых Древней Греции периода расцвета Эллады.
Здесь выделяются три имени.
Ксенофонт (ок. 430-356/5 до н.э.). Он ученик Сократа (ок. 470-399 до н.э.). От Ксенофонта идет само слово экономика (ойкономия – греч. oikonomia от oikos – дом, домохозяйство и nomos – обычай, закон, т.е. обычаи, правила, законы управления, ведения домашнего хозяйства). Его книга «Ойкономия» – диалог между Сократом и крупным землевладельцем Кривобулом о хозяйстве, особенно о земледелии, переведенная на латинский язык римским оратором и писателем Марком Тулием Цицероном (106-43 до н.э.), – была широко известна в Европе и в Древнем мире, и в Средние века (русский перевод – «Домострой»). Богатство – это совокупность вещей, из которых человек способен извлекать пользу. Размеры богатства зависят не от количества вещей, а от умения использовать их. Ксенофонт отметил две стороны товара – полезность и способность к обмену, выделил понятие разделения труда, в т.ч. разделение на труд умственный и труд физический.
Платон (428/7-348 до н.э.), тоже ученик Сократа, автор проектов идеального государства, предвосхитивший многие идеи социалистов.
По Платону, «нормальное государство» есть справедливость в большом человеке, т.е. в обществе людей. Как и в малом человеке, она образуется гармонией, или равновесием, особых добродетелей или должным состоянием соответствующих душевных сил, которые в собирательном человеке приурочены к определенным общественным классам. Разумной части души соответствует класс правителей, или кормчих; их собственная добродетель есть мудрость; нормальное общество управляется философами. Сердечной энергии соответствует класс государственных стражей, охранителей и защитников, т. е. военное сословие, особая добродетель которого есть мужество. При этом важно не то, управляется ли общество одним или многими, по определенным законам или без них, а лишь то, управляется ли оно хорошо, т. е. целесообразно, или нет. Поэтому должно различать собственно лишь два образа правления: «зрячее», или по знанию, и «слепое», или без знания.
От Платона идет лучшая современная система образования, суть которой «учить учиться». Академия, основанная Платоном в 387 г. до н.э., просуществовала до 529 г. н.э., т.е. девять столетий.
Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского (356-323 до н.э.). Научный метод Аристотеля характеризует такое его высказывание: «Прежде, чем утверждать, надо изучать факты». Мысли по экономике мы находим, прежде всего, в его книгах «Политика», «Никомахова этика», «Категории».
Аристотель поставил наиболее фундаментальные для экономической теории вопросы, по которым дискуссии идут до сих пор:
- Что делает товары сравнимыми?
- Чем определяются пропорции обмена товаров?
- Какова справедливая цена?
И он же дает варианты ответов на эти вопросы: 1) труд; 2) полезность; 3) деньги.
Аристотель не дал окончательный ответ на эти вопросы, но главное, что он поставил проблему.
Аристотель первый обратил внимание на противоречия рынка. Он выделяет естественную сферу хозяйствования – ойкономия (экономика) и неестественную – хрематистика (стяжательство).
Ойкономия – важнейшая и почетная работа в земледелии и скотоводстве, а также в ремесле и мелкой торговле продуктами своего хозяйства; богатство создается только там. Цель этого хозяйства ограничена потребностями тех, кто его ведет.
Хрематистика – нажива посредством ростовщических операций и перепродажи товаров, созданных другими. Здесь цель – увеличение денег, т.е. наращивание прибыли, капитала. Это цель не имеет пределов. Как видим, здесь уже начало первого в истории анализа и описания роли монополизма в экономике.
Многие исследователи трактуют идеи Аристотеля об ойкономии и хрематистике только как отражение его приверженности к приоритету натурального хозяйства, в первую очередь в земледелии и скотоводстве. Думается, что он видел глубже, понимал один из главных пороков рынка, а именно – рынку всё равно, чем заниматься, лишь бы наращивать прибыль, капитал.
Некоторые исследователи считают, что экономические взгляды Аристотеля можно считать первым примером систематизации экономических знаний.
В трудах Аристотеля – начало всех современных наук.
И все же Аристотель – человек своего времени, эпохи рабовладения. Для него все негреки – варвары, т.е. рабы от рождения. А раб – всего лишь одушевленное орудие труда.
Из авторов Древнего Рима выделяют четырех писателей-аграриев.
Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), автор трактата «О земледелии», считал занятие земледелием наиболее достойным делом для свободного гражданина. Он оставил подробные рекомендации эффективного ведения поместья, связывал это с организацией производства и обмена.
Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.), автор трактата «О сельском хозяйстве», который посвящен организации рабовладельческого хозяйства. Автор выступает за увеличение товарности этих хозяйств и в этой связи считает, что на больших сельскохозяйственных работах (сбор винограда, жатва) лучше использовать труд наемных работников.
Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.), автор 12-титомной энциклопедии о сельском хозяйстве, в которой описываются пути интенсивного ведения сельскохозяйственного производства и, в частности, выделяется значение, как бы мы сейчас сказали, «человеческого фактора», т.е. квалификации и минимальной социальной обеспеченности рабов.
Гай Плиний Старший (23-79), автор обширного труда «Естественная история» в 37-ми книгах, прямо осуждал рабовладельческие отношения, а также и крупное земледелие, выступал за натурализацию производства.

Средневековье. Для экономической мысли Средневековья характерно ее развитие в эпоху господства феодальных отношений и религиозного догматизма. Экономические идеи этой эпохи одеты в богословские одежды, носят догматический, схоластический характер с широкой проповедью религиозной морали и этики. Всё же и здесь имеется немало интересных предпосылок современных концепций.
Для европейского Средневековья (от IV-V до XII-XIV вв.) характерно господство концепций так называемого канонизма, концепций канонистов (от греч. kanon – норма, правило). Это безальтернативный подход к проблемам жизни, в т.ч. и к экономическим проблемам. Основы канонизма в Европе заложил крупнейший средневековый ученый-богослов Августин Блаженный (353-430).
Наиболее крупный представитель канонизма, в работах которого встречаются оригинальные экономические мысли, – ученый-богослов Фома Аквинский (1224-1274). Он основатель современного официального католического учения томизма (от его имени Thoma). В XIX в. в Париже изданы сочинения Фомы Аквинского (Аквината) в 34-ти томах.
Самое интересное для нас – учение Фомы Аквинского о «справедливой цене», которое считается предтечей современных теорий полезности (маржинализма).
По утверждению Фомы Аквинского, справедлива та цена, которая: 1) обеспечивает равенство обмене, т.е. выгоду и продавцу, и покупателю; 2) обеспечивает людям благосостояние, соответствующее их сословному положению, т.е. за одинаковый товар разную цену получают крестьянин, ремесленник, рыцарь или церковник. Эта цена, кроме затрат при производстве товара, включает и доход, соответствующий месту, занимаемому продавцом в сословной иерархии.
Фома Аквинский весьма оригинально оправдывает получение ренты землевладельцем: 1) рента – продукт природы и потому принадлежит собственнику земли; 2) получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».
Утверждения эти отнюдь не бесспорны, однако замечу, что без возможности жить на помещичьи доходы вряд ли мы имели, к примеру, великие творения А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, И.С. Тургенева и многих других великих созидателей нашей культуры.
Среди средневековых авторов, в трудах которых присутствуют экономические мысли, выделяется арабский мыслитель Валиэддин Абдурахман Эль-Хальдун (1332-1406). Он родился в Тунисе, рано потерял родителей, служил мусульманским правителям в Египте и Испании. Его даже хотел видеть у себя в Самарканде Тамерлан (1336-1405).
Эль-Хальдун – автор многих богословских, исторических и математических работ. Наиболее известна его книга, которую кратко называют «Большая история». Ее полное название – «Книга поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров».
По Эль-Хальдуну, общество развивается циклично. В рамках каждого цикла он выделяет три этапа: 1) дикость; 2) примитивность (появляется земледелие и скотоводство); 3) цивилизация (ремесло, торговля, города). Однако, третий этап несет в себе и семена гибели: властители разоряют народ, желая разбогатеть. Эль-Хальдун оперирует такими категориями как цена, деньги, торговая прибыль и т.п. Деньги у него – золото и серебро, но при этом само золото и серебро имеют божественное происхождение, т.е. созданы богом.

Среди российских мыслителей Средневековья можно отметить авторов «Русской правды» (XI в.), связанной с именами Ярослава Мудрого (ок. 978-1054) и Владимира Мономаха (1053-1125), священника Сильвестра (ум. ок. 1566) – автора русского варианта «Домостроя». Современник Сильвестра Ермолай-Еразм (XVI в.) написал для Ивана Грозного (1530-1584) трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие» (руководство по управлению государством и измерению земли). А другой его современник Иван Семенович Пересветов в 1549 г. предал Ивану Грозному свои сочинения – «Сказание о царе Константине», первую и вторую челобитные и другие, в которых советует проводить экономическую политику в интересах служивого дворянства.

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья интересна для нас, прежде всего, возникновением идей, из которых развились многие современные концепции.

0 коммент.

Отправить комментарий