Сначала – общие замечания о классической школе политической экономии.
Она, в отличие от меркантилистов, переносит анализ из сферы обращения в сферу производства, где, по ее мнению, создается богатство, т.е. общественный продукт. Начало этому положили физиократы (о них чуть позже), хотя лишь в отношении сельского хозяйства.
Термин классическая политическая экономия (классическая буржуазная политическая экономия) принадлежит К. Марксу. К ней он относил учение создателей теории трудовой стоимости А. Смита и Д. Рикардо, а также работы Дж. Ст. Милля. Теорию факторов и издержек производства К. Маркс называл вульгарной политэкономией.
Современные западные авторы чаще всего применяют термин классическая школа. В нее они включают и ученых-физиократов, и создателей теории трудовой стоимости, и создателей теории факторов и издержек производства, а также экономическое учение К. Маркса, называя его «завершителем» классической школы.
Замечу, однако, что не все так думают: теория трудовой стоимости, будучи отвергнутой официальной западной экономической наукой, остается научно не опровергнутой, а потому продолжает быть, по крайней мере, действующей научной гипотезой, что делает гипотезой и теорию факторов и издержек производства. Исторический спор тут, думаю, еще далеко не завершен.
Наконец отмечу, что нередко классиками вообще называют всех предшественников. Так, Дж. Кейнс называл классиками и собственно представителей классической школы (в ее современной западной трактовке), и создателей маржинализма, и создателей неоклассической экономической теории.
Основатели классической школы исходили из двух основных тезисов:
1) Богатство создается трудом и только трудом. Это – теория трудовой стоимости.
2) Идеальная экономика – свободный рынок, без вмешательства государства. Это – шаг назад от меркантилистов. Это – концепция экономического либерализма, которая тогда отвечала интересам набиравшей силу молодой буржуазии.
Интересен принцип, лозунг экономического либерализма. Считается, что его сформулировал французский экономист XVIII века Венсан Гурнэ (1712-1759). Вот он: Laissez faire, laissez passer – лассэ фэр, лассэ пассэ. Вольный перевод – Дайте делать свое дело, дайте всему идти своим ходом. Этот принцип часто цитируется в литературе и ныне – или полностью, или только первая половина, причем нередко пишется по-французски без перевода, как нечто всем известное. Встречается и словосочетание политика лассэ фэр.
Лозунг привлекательный (очень удобно: все будет хорошо, если ничего не делать(!); понятно всем, не требует ни знаний, ни усилий), но, к сожалению для его поклонников, – утопичный.
Идеи и лозунги экономического либерализма и ныне живы и весьма популярны. Более того, они настойчиво насаждаются идеологами богатых стран в сознание населения стран бедных. Всё просто: при свободной конкуренции всегда выигрывает тот, у кого выше производительность труда и ниже издержки производства. Замечу, однако, что сегодня лозунги свободного рынка – это, по преимуществу, экспортный товар: внутри богатых стран применяется довольно жесткое государственное регулирование экономики и попасть на их рынки не так-то просто.
Иная судьба у теории трудовой стоимости.
Уже в начале XIX века в официальной западной экономической науке ее заменяет теория факторов производства, согласно которой богатство создается всеми факторами производства – трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями.
И только К. Маркс и его последователи продолжали развивать теорию трудовой стоимости в XIX и XX веках.
Ныне официальная западная экономическая наука полностью отошла от идеи основателей классической школы политической экономии об исключительно трудовом происхождении богатства.

0 коммент.

Отправить комментарий